В Крыму немало древних городов и
поселений. Керчь — древнейшая из них, возраст ее
исчисляется 26-ю веками.
Античность в Керчи – постоянный
компонент жизни. С детства многие Керчане –
собиратели древностей, рабочие на археологических
раскопках. С историей встречаешься не только в
музее, но и проходя по улице, ступая на каменные
плиты из античных зданий, использованные в кладке
лестницы или тротуара, на чернолаковые черепки
античной посуды на тропинках Митридата.
После нашествия гуннов в 370ых
годах, повсеместно довершивших гибель античной
цивилизации, старый центр Керченского полуострова –
Пантикапей вступил в новую фазу своей истории –
средневековье.
Городок на мысу, окружённый в VI
веке стеной стал называться Боспором. В X – XII
веках, войдя в состав Тмутараканского княжества, он
стал русским Корчевом.
В
X веке здесь была заложена церковь Иоанна Предтечи,
строительство которой закончилось в XIII веке. Это
единственная из византийских церквей северного
Причерноморья, чудом уцелевшая среди всех
исторических перипетий, которыми было наполнено
тысячелетие от гибели Тмутараканского княжества до
Великой Отечественной войны. Она принадлежит к
распространённому в то время в византийском
культовом зодчестве крестокупольному типу, образцы
которого возводились в разных местах Крыма с Х века.
К северу от храма Иоанна Предтечи в 1963-1964 годах
археологом Т.Н. Макаровой был обнаружен перекрёсток
вымощенных, расположенных под прямым углом друг к
другу улиц с каменными кладками домов, построенных
на месте разрушенных строений времени хазар. С юга к
церкви примыкал могильник Корчева.
Генуэзские купцы, обосновавшиеся в
XIII веке в Корчеве, названном ими Черкио, а также
Воспро, выстроили на мысу близ античного мола свою
крепость. В 1299 году Черкио разгромили ногайские
татары, начавшие затем его осваивать, соседствуя с
генуэзцами.
Рукописи средневековых восточных
авторов сохранили тогдашнее название города – Карз,
аль-Карш или Кард.
В XIII – XIV веках церковь Иоанна
Предтечи была превращена в мечеть; интересно
впечатление от неё арабского писателя Ибн-Батуры,
останавливавшегося в ней по пути в Кафу в 1334 году:
"Я увидел церковь, направился к ней, застал в ней
монаха и на одной из стен церкви увидел изображение
мужчины арабского в чалме, опоясанного мечом и с
копьём в руке. Перед ним горела лампада. Я сказал
монаху: "Что это за изображение?" Он ответил: "Это
изображение пророка Али", и я удивился его ответу.
Мы переночевали эту ночь в церкви, сварили себе кур,
которых привезли с собой на корабле". Удивление
Ибн-Батуры вызвано тем, что Ислам запрещал
изображать живые существа. Отступление от этого
запрета можно объяснить нетвёрдостью мусульманских
устоев в этих краях, где одна культура постоянно
сменяла другую, сохраняя по инерции некоторые черты
предыдущей.
С конца XV века в городе
закрепились турки, и он на несколько столетий
приобрёл восточный облик. Генуэзскую крепость турки
превратили в цитадель своей более обширной крепости,
которая, как и её предшественница, была построена из
камней античных построек.
Посетивший Керчь в первые годы XIX
века П.И. Сумароков сообщает, что вокруг церкви
Иоанна Предтечи "в изобилии валялись частицы
мраморных колонн, капителей и необработанные онаго
куски… На воротах к городу виден на одной стороне
лежащий мраморный же лев, каковой точно, судя по
опустелому месту, был некогда и на другой стороне".
По свидетельству И.А. Стемпковского, "на воротах
крепости Керченской долгое время виден был древний
барельеф, изображающий грифона". Снаружи, у ворот
крепости, находился длинный, разделённый на отсеки
бассейн общественного фонтана, восходящего к
античности – "передняя его сторона сделана из
мрамора, и он превосходит все другие в Крыму".
Турецкую
Керчь хорошо описал подполковник Томилов после
взятия её русскими войсками в 1771 году. Её кварталы
группировались вдоль главной улицы, шедшей от ворот
крепости мимо опустошённого, с редкими развалами
кладок склона Митридата. Узкие, кривые улицы
сходились к базару у крепостных ворот, напротив
которых стояла мечеть. В крепости и городе было
тогда 8 мечетей, 50 лавок торговцев, 674 дома и
несколько зданий с банями. Горожане жили за счёт
рыболовства, виноградарства, садоводства и торговли
с Кавказом и Турцией. Весть о появлении в заливе
русской эскадры вызвала в лишённой гарнизона Керчи
панический ужас. Все турки и часть татар бежали на
военных и торговых судах в Турцию, опустошив город.
Основная масса татар ушла к Кафе. Русских встретила
в городе горстка греков, армян и грузин.
В качестве важнейшего пограничного
форпоста России на Чёрном море Керчь около полувека
сохраняла вид военного лагеря. К 1820ым годам на
Чёрном море возникли другие военные базы, а рост
укреплений на мысе Ак-Бурун привёл к утрате военного
значения Керченской крепости и её упразднению. В
1821 году для торговли с народами Кавказа был открыт
порт. Керчь предполагалось сделать губернским
центром, поэтому она получила генеральный план
застроек, разработанный одесским архитектором
Франсуа Шалем, учеником Шарля Персье – одного из
ведущих архитекторов Франции. Генеральный план был
доработан в 1830-1840 годах и в его основу положена
идея "связи времён". Она возникла в кругу
энтузиастов античности, в который входили
градоначальник И. Стемпковский, П. Дюбрюкс, директор
музея древностей И. Бларамберг и городской
архитектор А. Дигби. Согласно этой идеи Керчь
выступала преемницей культуры края и
продолжательницей его традиций. Доминирующим
элементом в композиции города выступала гора
Митридата.
Во время Крымской войны Керчь
сильно пострадала от пожаров и разрушений. 12 мая
1855 года английская эскадра вошла в Керченский
пролив; высадив десант в Камыш-Буруне, англичане
заняли Керчь. 10 июня 1856 года Керчь была оставлена
неприятелем.
В период второй половины XIX –
начала ХХ вв. были выстроены монументальные здания,
которые формировали центр Керчи.
Город развивался медленно, несмотря
на то, что еще в 80-е гг. XVIII столетия здесь были
открыты залежи железной руды. В начале XIX в. в нем
насчитывалось всего 250 жителей. Керчь стала
развиваться лишь в начале нынешнего столетия.
В 1908 г. Керченский пролив был
углублен — в нем прорыли морской канал, и в Азовское
море стали входить крупные суда, оживился и
Керченский порт.
Славилась Керчь и рыболовством.
Только знаменитой в прошлом керченской сельди, как
сообщалось в книге, изданной в 1914 г., "извлекается
из пролива ежегодно около 5 млн. штук".
По переписи 1939 г. в Керчи
насчитывалось уже 104,5 тыс. жителей.
Великая Отечественная война на
Керченском полуострове оставила массу разрушений и
братских могил. В то же время она выявила стойкость
и мужество защитников города. Война продолжает
напоминать о себе неразорвавшимися снарядами и
бомбами, а также захоронениями павших воинов,
находимыми при земляных работах.
В Великую Отечественную город
дважды покрывался мраком фашистской оккупации и
дважды радовался своему освобождению.
Когда в декабре 1941 г., после
полуторамесячной оккупации, Керчь была освобождена,
мир впервые узнал о страшных злодеяниях гитлеровцев
— о Багеровском рве под Керчью, доверху заполненном
телами семи тысяч расстрелянных, отравленных,
замученных...
В ходе боев город был разрушен.
Писатель Петр Павленко, побывавший в те дни в Керчи,
позднее вспоминал: "Когда я увидел Сталинград, он не
потряс мое воображение, ибо я до него уже видел
Керчь".
19 мая 1942 г. Керчь вновь
захватили немецко-фашистские войска, а на следующий
день они оккупировали весь Керченский полуостров.
Часть бойцов и командиров, прикрывавших переправу
советских войск на Таманский полуостров, ушла в
Аджимушкайские каменоломни, превратив их в подземную
крепость. В живых остались единицы.
О жестоких боях за Керчь напоминают
обелиски на братских могилах воинов, которых
особенно много вдоль побережья Керченского пролива,
памятники, улицы, носящие имена героев, в том числе
и керчан, сражавшихся за родной город. Среди них
летчицы знаменитого женского 46-го гвардейского
полка ночных бомбардировщиков Вера Велик и Евгения
Руднева. У школ, где они учились, установлены
памятники. Есть памятник и юному партизану Володе
Дубинину, погибшему уже после освобождения города
при разминировании входа в каменоломни.
|