Античная история Таманского
полуострова, бывшего в то время группой островов,
образованных дельтой Гипаниса (Кубани) начинается в
VI веке до н.э., когда вслед за основанием на
Керченском полуострове города Пантикапей, на
азиатской стороне Боспора выходцы из греческого
Теоса основывают Фанагорию, а переселенцы со
знаменитого острова Лесбос - город Гермонассу.
Местное население, особенно племенная синдская
знать, было заинтересовано в развитии торговых
отношений с греками и не препятствовало их
расселению. Города быстро богатели, разрастались;
греки захватывали ближайшую сельскохозяйственную
округу (хору), а это не могло не сопровождаться
порабощением или же вытеснением некоей части
местного населения , что, безусловно, приводило к
конфликтам. Уже к началу V века до н.э. во всех
городах появляются оборонительные сооружения; их
опоясывают стены и башни.
Гермонасса занимала очень выгодное
в стратегическом и торговом отношении место в
архипелаге. Это был первый крупный населенный пункт
азиатского Боспора, встречавшийся въезжающим в
Киммерийский Боспор со стороны Черного моря, из
греческой метрополии и малоазийских колоний. Город
располагался на высоком обрывистом берегу
Корокондамского озера и занимал территорию
относительно ровного плато, ограниченного с востока
и запада глубокими балками, а с юга водным
бассейном, существовавшим еще при занятии Тамани
русскими войсками в 1771 году. Сейчас это озеро
высохло. В центре Тамани образовалась обширная
болотистая низина - хороший ориентир для изучения
богатой истории этого места. Берег, на котором был
расположен античный город, постоянно разрушается
водами Таманского залива, и значительная часть его
уже исчезла. В обрыве берега на высоте около десяти
метров над уровнем моря можно увидеть самый нижний
лежащий на материке культурный слой, принадлежащий
Гермонассе.
Судя по текстам древних авторов,
посвятительным и строительным надписям, а также по
результатам многочисленных археологических раскопок,
Гермонасса была типичным греческим городом, с
величественными храмами и статуями богов,
обожествленных героев и царей, с обычными жилыми и
хозяйственными постройками и, как уже было сказано,
с оборонительными сооружениями и внешними стенами.
Планировка города была нерегулярной, но
функциональной. Улицы прокладывались для обеспечения
наиболее удобных связей с морем и загородными
территориями. В VI веке до н. э., в эпоху основания
города, главные улицы ориентировались на причал,
находившийся в северо-восточной части, где имелось
естественное понижение плато к оврагу, спускающемуся
к заливу. Хорошая связь с пристанью была необходима
городу, одной из основных функций которого была
морская торговля. Это заметно, особенно потому, что
в позднеантичное время, с падением значения морских
связей, вызванным кризисами в метрополии,
увеличивается роль земледелия. Направление улиц
частично меняется с ориентацией на южные и восточные
дороги.
В Гермонассе существовали святилища
Аполлона Врача, Аполлона Дельфиния и Афродиты. Культ
Аполлона был очень распространен в колониях Милета,
где он являлся главой пантеона богов. Сохранились
основания статуй, поставленных правителями Боспора
римским императорам Августу и Веспасиану и местной
знатью боспорским царям Савромату I и Савромату II.
Путешественники прошлого века отмечали видимые тогда
на поверхности остатки монументальных зданий,
колоннад, бассейнов, алтарей, фонтанов. Есть даже
красивое предположение, пока, к сожалению,
неподтвержденное, что озеро в центре города
использовалось для проведения навмахий -
гладиаторских сражений на воде. В прошлом веке еще
была видна каменная облицовка его откосов.
Источник:
http://taman2002.by.ru/
< НАЗАД ^ОГЛАВЛЕНИЕ^
ДАЛЕЕ >
|