Самый лучший отдых

 

ИНФОРМАЦИЯ

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Последнее обновление

16.09.2007

 

Тамань под владычеством Византии, Тюркского и Хазарского каганатов.

В конце IV века н.э., после нашествия гуннов, античная Гермонасса погибла. Жизнь замерла здесь ненадолго. В начале VI столетия, еще при гуннских князьях, вместе с другими землями Боспора Синдика попадает под власть Византии. Здесь распространяется христианство. Судя по подписи епископа Иоанна под решением Константинопольского собора в 519 году, в Фанагории существовала епископская кафедра. На Боспоре появляются византийские чиновники, о чем свидетельствует боспорская надпись 522 года, где упомянуты эпарх Исгудий и комит Опадин. В середине VI века император Юстиниан II окончательно изгнал гуннов, после чего наступило постепенное возрождение города. В надписи 590 года, времени правления императора Маврикия, упоминается восстановление кесарского дворца Евпатерием, стратилатом и дюком херсонским.

 

Одновременно с возрождением городской жизни на Боспоре стабилизируется и жизнь кочевых племен. Однако, во второй половине VI в. возникает тюркский каганат, западным крылом которого стали северокавказские степи. Правил этими территориями Турксанф - сын кагана Истеми. Византия была крайне заинтересована в союзнических взаимоотношениях с тюрками, поскольку вела беспрерывные войны с Ираном. К Турксанфу прибыл византийский посол с предложением принять участие в совместной войне против Ирана, но тюрки выбрали другой путь. В 576 г. Турксанф направил свои орды на завоевание Боспора, объявив тем самым войну самой Византийском империи. Города Таманского полуострова вновь подверглись нападению, и некоторые из них закончили свое существование. Однако, кочевники, по всей видимости, понимали, что городские кварталы трудно превратить в пастбища для овец. Значительно выгоднее было обложить их данью и держать в постоянном страхе.

 

Одним из племен в составе Тюркского каганата были болгары. Известно, что их вождь Кубрат сумел освободиться из-под власти кагана и основал в Приазовье самостоятельное государство под названием "Великая Болгария". В его состав вошли вытесненные тюрками из Северного Кавказа ираноязычные аланы остатки жителей Боспорского царства. Правда, столицей нового государства стала не Гермонасса, расположенная почти посередине нынешнего керченского пролива, а почти разрушенная Фанагория, лежащая существенно ближе к Азову. Тем временем, другая часть Тюркского каганата - хазары также образовывают свое государство и довольно быстро подчиняют себе Великую Болгарию. Это произошло сразу после смерти Кубрата. Правда, один из его сыновей не захотел подчиниться хазарам и увел часть своих людей на Дунай, а другой наследник Кубрата - Батбай - остался на Таманском полуострове и признал власть хазар. Все эти события произошли в середине VII века. С этого времени Таманский полуостров становится частью первого в Восточной Европе раннефеодального государства - Хазарского каганата. Византия в этот период ведет борьбу с арабской агрессией и ей уже не до своих бывших владений. Более того, она крайне заинтересована теперь в помощи хазар в действиях против арабов.

 

Судя по археологическим памятникам, именно VII век стал резким рубежом между угасающей античной культуры и новой - алано-болгарско-хазарской. Просто археологический пример: кочевые племена, осев в древних таманских городах, принесли с собой совершенно новый тип керамики, неизвестные ранее виды погребений и многое другое.

 

Так или иначе, но таманские города стали принимать участие в политической жизни Хазарии и Византии. Так, в конце VII века в Фанагории жил свергнутый с престола император Юстиниан II. Хазарский каган выдал за него замуж свою сестру, названную при крещении Феодорой. При Юстиниане находился личный представитель кагана Папаций, который совместно с византийцами организовал заговор против опального императора. Феодора предупредила мужа о грозящей опасности, и Юстиниан уничтожил заговорщиков, а позднее, как известно, вернул себе византийский престол.

 

Крупнейшим городом Хазарского каганата на Таманском полуострове становится Таматарха - бывшая греческая Гермонасса. В VIII веке здесь создается самостоятельная Таматархская епархия - несомненный признак возросшего значения ее центра. Начинается вторая большая жизнь этого города.

 

По мнению выдающегося русского историка Г.В. Вернадского (сына знаменитого академика В.И.Вернадского), само название города, скорее всего, происходит от алтайских слов "тма" (ср. персидское "туман") - военный отряд в десять тысяч человек - и "тархан" (вождь). "Предположительно, во время тюркского вторжения на Северный Кавказ в шестом веке командующий тюркским отрядом ("тма-тархан" устроил свой штаб в дельте Кубани, отсюда и название города" - пишет Г.В.Вернадский. Греки эллинизировали название, изменив его на Tnmatarca или Таматарха, последнее, вероятно, - из "Тагматарха". Поскольку по-гречески "тагматархес" означает "командир полка", имя сохранило свое изначальное значение даже в эллинизированной форме. В византийских источниках Таматарха упоминается, начиная с восьмого века. Любопытно, в этой связи, что русский тюрколог В.Д. Смирнов точно так же связывает с продвижением тюрков название города Керчи (Пантикапей) на противоположной стороне Киммерийского Боспора. Согласно Смирнову, название "Керчь" должно происходить от тюркского слова "карши" ("по ту сторону"), поскольку для тюрков, приближавшихся из материкового района Северного Кавказа, этот город лежал по ту сторону пролива.

 

При хазарах, в VII-Х веках, город стал крупнейшим хозяйственным и торговым центром государства - главной перевалочной базой Киммерийского Боспора. Территория, занимаемая Таматархой, включала всю площадь античной Гермонассы, а местами выходила за ее пределы. Застройка города, как и в античное время, не была регулярной. Небольшие дома с открытыми очагами, деревянными стенами, обмазанными глиной, с земляной или соломенной крышей свободно размещались по сторонам мощенных битой керамикой улиц. Характерным строительным приемом этого времени является кладка каменных стен и цоколей "в елочку", под углом к наружной поверхности стены. Здания и улицы периодически ремонтировались и обновлялись. В хазарское время в городе были собственные керамические мастерские. Многочисленные византийские монеты и остатки привозной посуды говорят еще и об интенсивном торговом обмене с Византией. Император Константин Багрянородный, правивший в 913-959 годах, известный своими литературными и историческими трудами, в сочинении "Об управлении империей" упоминает город Таматарху, лежащий на берегу Боспора. Таматарха, под названием Самкерц, упомянута в относящемся к середине Х века послании хазарского кагана Иосифа кордовскому халифу.

 

Однако, нельзя не упомянуть об одном интереснейшем моменте. Он связан с принятием хазарами новой для них религии. Это явление недавно вновь широко обсуждалось в связи с выходом художественного произведения сербского автора Милорада Павича "Хазарский словарь". Во вступлении к этому произведению Павич пишет, что событие, описанное им, произошло, видимо, в VIII или в IX веке нашей эры (возможно, было и несколько подобных событий) и в специальной литературе оно обычно называется "хазарской полемикой". Хазары, по словам сербского писателя и исследователя, заявили о себе в истории, начав воевать с арабами и заключив союз с византийским императором Гераклием в 627 году, однако их точное происхождение остается загадкой, исчезли и все следы, которые привели бы нас к тому, под каким именем и среди какого народа искать хазар сегодня. В очень обобщенной форме описывая те давние времена, Павич пишет, что с исторической сцены хазары исчезли вместе со своим государством после того, как они обратились из своей первоначальной и ныне нам неизвестной веры в одну из известных и тогда и теперь религий - иудейскую, исламскую или христианскую. Вскоре за их обращением в эту веру, как считается, последовал и распад хазарского царства. После этого хазары почти не упоминаются. В Х веке вождь одного из венгерских племен предложил им поселиться на своих землях. В 1117 году какие-то хазары появлялись в Киеве у Владимира Мономаха. В Пресбурге в 1309 году католикам было запрещено вступать в брак с хазарами, и папа подтвердил этот запрет в 1346 году. Особенно же интересна предыстория упомянутого акта обращения в новую веру, который оказался роковым для хазар, возможно выдуманная сербским автором для обоснования своего художественного произведения, но, тем не менее, очень красивая: хазарский каган, - как отмечают хроники, увидел однажды сон, для толкования которого он потребовал пригласить трех философов из разных стран. Дело было тем более важным для хазарского государства, что каган решил вместе со своим народом перейти в веру того из мудрецов, чье толкование сна будет самым убедительным. Так в летней резиденции кагана встретились исламский, еврейский и христианский миссионеры - дервиш, раввин и монах... Точки зрения трех мудрецов, их споры, основанные на позициях трех различных вер, их личности и исход "хазарской полемики" вызвали большой интерес, многочисленные противоречивые суждения об этом событии и его последствиях, о победителях и побежденных в полемике. На протяжении веков всему этому были посвящены бесчисленные дискуссии в еврейском, христианском и исламском мире, и продолжаются они по сию пору, хотя хазар уже давно нет...

 

Правда это или нет, но совершенно точно известно, что хазары действительно обратились в новую веру. Общепринятое мнение - хазары приняли иудаизм, самую мистическую из всех имеющихся на тот момент религий. Эта акция, безусловно, имела и политическое значение - так хазары пытались самоутвердиться в глазах православной Византии и мусульманского Арабского халифата. При раскопках таманских городищ было найдено огромное количество надгробий с ярко выраженной иудейской символикой. Этот факт говорит о том, что иудейская религия распространилась на довольно широкие слои таманского населения в IX-X веках, в первую очередь, конечно, на знатных людей.

 

Тем временем, уже со второй половины IX века через низовья Волги в Европу вновь хлынули тюркоязычные племена. Авангардом нового нашествия были обитавшие в заволжских степях печенеги - часть племенного объединения "тюрков-огузов", известных в русских летописях под именем "торки". "Страна огузов плодородна: жители богаты, у них беспокойные души, грубые сердца, невежество и грязь" - сообщает арабский путешественник и историк XII века Идриси. С начала печенежского движения в Европу характеристика уточняется: "Их набег - удар молнии, отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко от быстроты бега. Нападая, они всегда предупреждают молву, а отступая, не дают преследующим возможности о них услышать. А главное, они опустошают чужую страну, а своей не имеют" - пишет в своих письмах, имеющих огромное историко-культурное значение, Феофилакт Болгарский, византийский архиепископ, богослов и писатель XI - XII веков.

 

Именно хазары первыми встретили печенегов. При содействии торок-гузов им удалось устоять и даже частично разбить новых завоевателей. Поэтому добил хазарское государство, все же, "русский меч". Общеизвестно, что к этому времени Языческая Русь - новорожденное государство, соперник Византии и Хазарии, уже набирала силу. В 945 году киевский князь Игорь заключил договор с Византией, согласно которому Русь обязалась защищать Херсонес (ныне Севастополь) от "черных болгар", как называли тюркоязычное население Приазовья. Этот факт, говорит о том, что русское государство обладало уже достаточным авторитетом, позволявшим ему брать на себя гарантии в урегулировании отношений между населением Хазарского каганата и подданными Византии. Но по большому счету, молодая Русь впервые ставила себе задачу выйти к Черному морю - задачу, на окончательное решение которой потребовалась почти тысяча лет.
 

Источник: http://taman2002.by.ru/


< НАЗАД     ^ОГЛАВЛЕНИЕ^     ДАЛЕЕ >

 

 

 

© Борисенко Г.С.

Hosted by uCoz