Исчезновение крупного и
стратегически важного для древней Руси княжества -
это именно вопрос, ибо в утвердительном тоне можно
говорить лишь о свершившемся факте. О причинах же
нам до сих пор достоверно почти ничего не известно.
Во всяком случае, в этом пространственно-временном
уравнении слишком много неизвестных, для получения
однозначного решения. Исчезло ли только упоминание о
княжестве из русских летописей, прекратило ли
существование княжество как таковое? Сошло ли
княжество с исторической арены мирно и постепенно
или погибло в результате какой-то захватнической
акции или катастрофы? Что было на самом деле?
Главный письменный источник
"Повесть временных лет" упоминает о Тмутаракани
между 988 и 1094 годами с интервалами в три-пять и,
максимально, до 25 лет. Прекращение упоминания о
Тмутаракани в Киевском летописании, естественно,
объясняется тем, что как раз в 1094 году (27 апреля;
по другим сведениям - в 1088 году) в Киеве скончался
преподобный Никон, через которого благодаря его
личным связям с княжеством сведения о последнем
поступали в Киевскую лавру. Поэтому некоторые
считают именно 1094 год годом гибели Тмутаракани. Но
большинство историков доводят жизнь княжества до
начала двадцатых годов XII века. Важно упоминание
Тмутаракани в решении Любечского съезда русских
князей в 1097 году и в "Хождении игумена Даниила в
Иерусалим" в 1104 -1106 годах.
Керамические остатки, как и другие
находки русских ремесленных изделий, а также
предметов христианского культа прежде всего на
Таманском городище (единственном пока, и то лишь
частично раскопанном), также укладываются в рамки X
- XII веков. Исторические и археологические сведения
согласно указывают на доживание княжества во всяком
случае до 1110 -1120 годов.
А что сказать о причинах не только
прекращения упоминания Тмутаракани в источниках, но
и о сходе ее с исторической арены? А.И. Полканов,
посвятивший в 1929 году специальную статью вопросу о
конце княжества, перечисляет три возможные причины:
прекращение связей с княжеством из-за особенностей
местного летописания, отделение княжества от Руси и
устремление его к востоку, перехват половцами пути к
нему из Руси. Последняя версия, уже, кстати,
приведенная нами в этой работе, считается
общепринятой. Так полагали классики отечественной
истории, так написано в энциклопедиях. Да, написано,
но - в повторение бытующих представлений. А они ведь
могут оказаться и вольными или невольными
заблуждениями.
После разгрома в 1111 и 1116 годах
полками Владимира Мономаха и Ярополка в низовьях
Дона приазовские половцы надолго отошли от границ
русских земель в предгорья Кавказа и к Каспию. Где и
пребывали, во всяком случае, до середины столетия. И
вообще оказалось, что, в отличие от Великой Степи,
половецкие каменные бабы - наиболее показательный
признак былого распространения кочевых половецких
орд - как раз в среднем и нижнем течении Кубани и на
Тамани отсутствуют. Так что красивая гипотеза о
полном поглощении Тмутараканского княжества
половцами не вполне подтверждается.
Если на вопрос не в состоянии точно
ответить историки, приходится привлекать возможности
археологии и наук естественного цикла. Многие ли
археологи видели своими глазами слои,
соответствующие времени существования и гибели
княжества? Несколько человек. А многие ли историки,
в том числе и о Тмутаракани писавшие? И того меньше.
Но есть несколько человек, кому эти слои удалось
видеть и исследовать, имея в руках особый инструмент
для анализа ситуации - археосейсмический метод. Этот
относительно новый способ распознавания следов и
особенностей древних землетрясений по остаткам
строительных конструкций и характерным следам именно
сейсмических повреждений и разрушений удалось
трижды, в 1985 - 1991 годах, применить на раскопках
Таманского городища. Руководили тогда раскопками
А.К. Коровина и С.И. Финогенова (Москва, музей им.
Пушкина). Их раскопки проводились по всем правилам
науки и искусства. Во всяком случае, стратиграфия и
хронология слоев выступали и интерпретировались
достаточно определенно. Исследователи не могли не
заметить явно проступавшие признаки разрушений
именно сейсмических. К сожалению, каждый год
вскрывались лишь небольшие участки поселения, и для
вполне уверенных выводов ученым не хватало
статистики, и тогдашние заключения так и остались в
полевых дневниках.
И вот, спустя десятилетие, доходят
сведения об изысканиях В.В. Туманова и его
совершенно независимо возникшей мысли о
разрушительном землетрясении как причине гибели
Тмутаракани. Общеизвестно, что гора Бориса и Глеба -
это грязевой вулкан, и В.В. Туманов считает его
извержение причиной или, по крайней мере, спутником
землетрясения и разрушения города и прилежащего
Никонова монастыря. Взрыв и извержение грязевого
вулкана не могли вызвать полного разрушения даже
близлежащего поселения, ибо это явление локальное.
Чтобы считать землетрясение вероятной причиной
разрушения Тмутаракани (и города, и всего
княжества), надо ответить по крайней мере на два
вопроса.
Имеются ли на Тамани другие пункты
со следами разрушительного землетрясения в начале
XII века? Ответ на этот вопрос таков: имеются.
Первый - уже упомянутое Таманское городище. Второй -
у мыса Утриш, южнее Анапы, в нескольких десятках
километров юго-восточнее Таманского городища. Здесь
следы сильного землетрясения, породившего крупный
обвал-выброс и разрушение мелких средневековых
построек за его границами, датированы
радиоуглеродным методом как относящиеся к X - XI
векам. Третий пункт - Керчь, всего в двадцати пяти
километрах от Тамани и в пятидесяти от горы Бориса и
Глеба. Археологи отмечают здесь смену периодов жизни
во второй половине XI - начале XII века. На границе
- пожар и некий не распознанный археологами
катаклизм. А кто не знает, что при землетрясениях
даже силой 6 баллов возникают пожары, тем более,
когда в жилищах и храмах сохраняется огонь в
открытом виде?
Получается, что в разных пунктах на
расстояниях до ста километров и разными методами
намечаются сейсмические разрушения в самом конце XI
- начале XII веков. Это позволяет приписывать их
одному и тому же, несомненно, выдающемуся по силе
событию.
Но известны ли на Тамани следы
других столь же разрушительных и масштабных
землетрясений? Лет двадцать или даже десять назад
сейсмологи ответили бы на этот вопрос отрицательно.
Теперь это не так. Землетрясения исторических времен
стали в сейчас известны гораздо лучше. Не далее как
в 1879 году в низовьях Кубани случилось
землетрясение интенсивностью 7-8 баллов. Эпицентр
его располагался несколько юго-восточнее Темрюка.
Следы гораздо более сильных землетрясений древности
распознаются на развалинах античной Горгиппии
(Анапа).
Еще более серьезные последствия для
окрестностей Таманского залива, несомненно,
происходили от землетрясений в Керченском проливе и
на севере Керченского полуострова. Последнее такое
событие с интенсивностью 9 баллов в эпицентре
возникло, как недавно выяснилось, в 1751 году.
Подобные катастрофические для древних жителей Тамани
события имели место, по крайней мере, в I веке до
н.э., в III и VI веках н.э. Так что с
сейсмологической точки зрения разрушительный
характер землетрясения на Тамани в начале XII века
ничего необычного не представляет. Хотя его еще нет
ни в одном сейсмическом каталоге. Не исключено, что
скоро будет!
Но если ли, все же, исторические
свидетельства такой катастрофы? Обратим внимание на
сведения "Повести временных лет" о церкви во имя
Рождества Пресвятой Богородицы. Построенная в 1022
году и в 1066 году принявшая останки князя
Ростислава, она, по замечанию летописца, "стоит и до
сего дня в Тмутаракани". Не могла эта святыня
пережить разрушительное землетрясение так, чтобы
летописец спокойно, повествовательно обронил
приведенную фразу, не отметив факт ее, как минимум,
сильного повреждения. Если так, ее разрушение
(сильное повреждение), как и разрушение других
строений, произошло позже.
Сейчас уже достаточно точно
известно, что "Повесть" писалась несколькими
игуменами Киево-Печерского монастыря, и доведена
она, если не считать поздних продолжений, до 1111
года. Очень вероятно, что и сведения о сохранности
церкви Пресвятой Богородицы относятся к началу XII
века, за несколько лет до завершения летописания
монахом Сильвестром. Как тут не обратить внимание на
летописное известие под 1107 годом: "…тое же зимы
февраля 5 трясеся земля перед зорями в нощи". По
контексту, это произошло не в Киеве, как ныне вольно
принимается, а в половецких землях, возможно, что и
в Приазовье…
Ясно одно: история, изучающая
поступательное движение человечества вдоль оси
времени, не имеет права застывать на месте,
довольствуясь информацией, полученной на протяжении
одного лишь отрезка этой оси. В науке, как и в
жизни, всегда должно оставаться место для чего-то
нового и интересного.
Источник:
http://taman2002.by.ru/
< НАЗАД ^ОГЛАВЛЕНИЕ^
ДАЛЕЕ >
|