В 965 году Святослав Храбрый
наголову разгромил хазар. Академик Б.А. Рыбаков, на
исследования которого ссылается большинство
историков, занимающихся этим периодом российской
истории, писал, что походы Святослава были похожи на
сабельный удар, прочертивший по карте Европы широкий
полукруг со среднего Поволжья до Каспия и далее по
Северному Кавказу, Причерноморью до Балкан. Так в
составе Киевской Руси появилось Тмутараканское
княжество - главный объект нашего внимания. Его
стольным градом стала хазаро-византийская Таматарха,
зазвучавшая по-русски как Тмутаракань.
Началась третья жизнь уникального
города. Однако, здесь необходимо отметить, что
толкования происхождения данного топонима столь же
многочисленны, сколь и спекулятивны. Мы же,
придерживаясь, в отличие от писателя Павича,
исключительно рационального типа мышления и действуя
в соответствии с важным его принципом, известным под
названием "бритва Оккама", сохраним приверженность
самой простой версии - банальной фонетической
трансформации, и не будем обсуждать иные варианты.
В 988 году креститель Руси князь
Владимир Святославович посадил на Тмутараканский
престол одного из своих двенадцати сыновей
Мстислава, который впервые упомянут в "Повести
временных лет" под 980 годом. С этого момента и
началось лихое время, не снискавшее особой славы
дальнему княжеству, благодаря чему оно было
впоследствии предано забвению, да так, что до сих
пор мы не можем в точности указать столицу его -
Тмутаракань.
В 1016 году Мстислав Владимирович,
получивший прозвища Храброго и Удалого, помог
византийскому императору отобрать у хазар Тавриду
(Крым). Через шесть лет состоялось знаменитое
единоборство Мстислава с касожским князем Редедей,
так поэтически описанное в летописи. Победив Редедю
и наложив на касогов дань, Мстислав построил в
Тмутаракани церковь Пресвятой Богородицы. (Возможно,
основания именно этой церкви были открыты
археологической экспедицией академика Б. А. Рыбакова
на таманском городище.) Позднее, собрав войско из
подвластных ему местных племен, Мстислав воевал со
своим старшим братом, великим князем Ярославом
Мудрым, и одержал победу. В 1026 году братья
съехались для перемирия, "разделиста по Днепр
Русскую землю; Ярослав приясю сторону, а Мстислав
ону", то есть, по свидетельству летописца,
Тмутараканский князь присвоил себе Левобережье
Днепровский Руси. Всего же Тмутаракань находилась
под властью могучего князя Мстислава без малого 50
лет, и это был период подлинного расцвета
отдаленного от Руси приморского княжества. После
смерти не имеющего прямого наследника Мстислава в
1036 году, Тмутараканское княжество вместе с
завоеванными землями отошло к Ярославу, который
завещал его вкупе с Черниговской землей и "всей
страной восточной" своему четвертому сыну,
Святославу, который, со слов летописца положил
начало свержению братьев с книжеских престолов.
Святослав, получивший прозвище Тщеславный, в свою
очередь передал тмутараканский престол в удельное
княжение своему сыну Глебу.
А в 1061 году происходит одно из
важнейших событий в жизни княжества. Сюда, спасаясь
от преследования великого князя Киевского Изяслава
Ярославича, бежит монах Киево-Печерского монастыря,
впоследствии знаменитый летописец Никон. И уже через
три года двоюродный брат князя Глеба, еще один внук
Ярослава Мудрого, Ростислав Владимирович, не
получивший удела захватил вместе с воеводами Пореем
и Вышатой Тмутараканское княжество, выслав Глеба к
отцу в Чернигов. Через год Святослав изгнал
Ростислава из Тмутаракани, но после его ухода тот
снова вернулся в город, а еще через год был отравлен
византийцем Котопаном, поднесшим ему вино с ядом.
Погребен Ростислав был в тмутараканской церкви
Пресвятой Богородицы, построенной еще Мстиславом
Удалым. После этого по поручению жителей Тмутаракани
Никон, принимавший активное участие в общественной
жизни княжества, поехал в Чернигов к Святославу
просить возвращения Глеба на княжение.
Всю эту долгую историю смены князей
в провинциальном княжестве, которым была
Тмутаракань, мы приводим здесь не случайно. Ведь не
случайно и особое внимание, уделенное князю Глебу,
судя по летописи, ничем себя особенно не проявившим.
Дело в том, что достоверная история этих земель в
столь отдаленную пору неизвестна и в значительной
степени основана на очень интересном источнике. В
1792 году на территории таманской крепости был
найден замечательный памятник русской палеографии и
эпиграфики XI века - знаменитый Тмутараканский
камень, хранящийся сейчас в Эрмитаже. Надпись,
высеченная на большом мраморном блоке, взятом из
какой-то разрушенной постройки византийского или
греческого времени, гласит: "В лето 6576 индикта 6
Глеб князь мерил море по леду от Тмутаракани до
Корчева 10 000 и 4000 сажен". Памятник является
одной из древнейших русских надписей и точно
датирует самое первое из известных нам геодезических
мероприятий на Руси. В переводе на современное
летосчисление 6 индикт 6576 года означает декабрь
1067-го - январь 1068 года.
В Таманском археологическом музее,
что находится в современной станице Тамань, сейчас
хранится лишь мемориальная колонна с надписью об
этой находке, сделанной академиком Н.А.
Львовым-Никольским в 1803 г. В ней сказано:
"Свидетель веков прошедших послужил великой
Екатерине к обретению исторической истины о царстве
Тмутараканском, найденном в 1792 г. атаманом
Головатым. Свидетельство его свету сообщил граф
Пушкин…"
Тмутараканский камень подтверждает
свидетельства русских летописей о существовании
одноименного княжества и устанавливает его точное
местонахождение. До находки камня это княжество
помещалось разными исследователями в весьма
отдаленных друг от друга уголках Древней Руси - от
Литвы до Крыма. Так, В. Н. Татищев полагал, что
Тмутаракань находилась в Рязанской области. М. М.
Щербатов размещал ее в районе Азова. А. Лызлов и П.
Рычков определяли местонахождение княжества и города
близ Астрахани. И. Н. Болтин искал Тмутаракань в
верховьях реки Ворсклы. Правда, еще в 1736 году, за
56 лет до находки камня, петербургский профессор
Г.3.Байер писал: "Тмутаракань есть то самое место,
которое цесарь Константин Порфирородный Таматаркою
называет и полагает против Босфора или Керчи. Ныне
называется сие место на турецких ландкартах Темрюк и
лежит против крепости Тамана в северо-восточной
стороне подле Меотического моря". Однако, как
сказано в начале этой работы, камень, разрешивший
вопрос с местонахождением забытого княжества не
позволяет локализовать его столицу.
Но вернемся к событиям XI века.
Преподобный Никон довольно скоро покинул
Тмутаракань, чтобы выполнить свою историческую
миссию - создать летописный свод 1073 года,
послуживший основой "Повести временных лет". При
отъезде Никон оставил на попечение князя Глеба
основанный в 1068 году на окраине Тмутаракани
монастырь, созданный по образцу Печерского. А уже в
следующем году уехал из Тмутаракани Глеб, получивший
в удел Новгород. В княжестве остались его младшие
братья - Роман Красный и Олег Гориславич. Роман и
Олег вместе с двоюродным братом Борисом Вячеславичем,
пригласив половцев, совершили поход на Чернигов и
захватили его. Великий князь Изяслав и его брат
Всеволод заключили с половцами сепаратный договор и
разбили дружины братьев. Роман был убит, а Олег
схвачен половцами и отправлен в Константинополь, а
затем в ссылку на остров Родос. Преемник Изяслава
великий князь Всеволод прислал в Тмутаракань своего
наместника Ратибора. Известны найденные здесь
свинцовые печати с надписью "от Ратибора",
подтверждающие летописные известия. В 1081 году
молодые князья Давид Игоревич и Володарь Ростиславич
захватили Тмутаракань. Еще через два года
вернувшийся из родосской ссылки Олег Святославич
прогнал Давида и Володаря и снова стал
тмутараканским князем. В надписи на одной из печатей
он назван "архонтом Матархи, Зихии и всей Хазарии".
За время, проведенное в Византии, он женился и
крестился под именем Михаил. В Тамани были найдены
монеты князя Олега-Михаила, которые сделаны из
серебра и по внешнему виду очень напоминают
византийские милиарисии. Кстати, жена Олега -
знатная гречанка Феофания Музалон - носила титул
архонтессы России (Росии/Руссии/Русии)… Нет - не
всей страны, конечно. Так назывался один из городов
Тмутараканского княжества, точное местонахождение
которого, к сожалению, так же не установлено. Скорее
всего, это был ближайший к Тмутаракани город, так
как тому есть косвенные подтверждения. Олег, в
последний раз вокняжившись в Тмутаракани, через
некоторое время избавился от своей жены-гречанки,
отдав ей город Россию (отсюда и архонтесса), а сам
женился на дочери половецкого хана Осолука, скорее
всего, из политических соображений. Феофания перешла
в Россию со всей своей византийской дружиной, а Олег
остался с половцами. После этого, между городами
постоянно происходили конфликты. В принципе, не
исключено, что передача России Феофании была
оговорена еще перед заключением брака в Византии,
ведь город Россия отсутствовал в упомянутой уже
печати Олега-Михаила. Зато она упоминалась в
договоре византийского императора Мануила с
генуэзцами 1169 года. Договор предусматривал
свободную торговлю генуэзских купцов повсеместно, за
исключением Матархи и России. Вероятно, война между
половецкой и византийской партиями позднего
Тмутараканского княжества кончилась в пользу
сограждан Феофании. Половцам, с их экстенсивной
формой скотоводства важны были дружеские отношения с
торговыми городами, на площадях которых нельзя было
пасти коней, зато можно было приобретать полезные
вещи из Константинополя - этого Парижа
средневекового времени.
И снова стоит отойти немного назад:
в 1093 году умирает киевский князь Всеволод, и уже
через год Олег начинает новую войну за свои
династические интересы. На сей раз - вместе с
половцами. Как известно, современники этих событий
осудили действия Олега, а для многих их потомков он
стал родоначальником целой династии коварных
Ольговичей - союзников половцев, заклятых врагов
русской земли. Автор "Слова о полку Игореве" навеки
заклеймил его печальным прозвищем "Гориславич". С
болью он писал: "Тои бо Олег мечем крамолу ковше / И
стрелы по земле сеяше".
Таким образом, последний раз
Тмутаракань упоминается в летописях под 1094 годом,
когда Олег с половцами пришел в Чернигов (В. Н.
Татищев, правда, считал, что Олег владел
Тмутараканским княжеством и в 1113 году). После
этого глухие упоминания о Тмутаракани есть,
собственно, только в "Слове о полку Игореве", где
она названа "землей незнаемой". Дикое поле половцев
надолго отрезает княжество от земли русской. Именно
тогда герой "Слова…" - князь Игорь, внук Олега
Гориславича организует свой поход, дабы "поискати
града Тмутараканю".
Если заканчивать печальную историю
Тмутараканского княжества описанием реальных
подтверждений его существования, каковые может дать
лишь археология, то нельзя не упомянуть об очень
интересной находке: это небольшая иконка-образок из
камня с резным изображением святого князя Глеба,
приходящегося тмутараканскому Глебу двоюродным
дедушкой. По обе стороны изображения имеются
надписи, сообщающие языческое имя святого - Глеб и
христианское - Давид. Борис и Глеб Владимировичи -
первые русские канонизированные святые, погибшие в
династических распрях от руки своего двоюродного
брата Святополка Окаянного - приемного сына
Владимира Святого. Икона с изображением одного из
братьев - младшего Глеба, найденная здесь,
подтверждает принадлежность Тмутаракани в XI веке
князю Глебу Святославичу и косвенно свидетельствует
о правильности отождествления ее с таманским
городищем.
Особую группу находок составляет
массовый археологический материал: фрагменты
керамических и стеклянных изделий, которые трудно
разделить по этнической принадлежности. Тем не
менее, такая работа была проделана, и целые группы
вещественных находок стали ориентирами культуры и
времени, которые помогают выделить в близких по
технике исполнения предметах русские изделия. Это
трудно еще и потому, что подчинение Тмутаракани
русским князьям вовсе не означало преобладания в ней
русского населения. В городе жили представители
многих местных племен, и только княжеская дружина,
видимо, была в основном русской. Окончательный же
уход же русских дружин из причерноморских степей и с
берегов Киммерийского Боспора на рубеже XI-XII
веков, спровоцированный событиями в Киевском
государстве, полностью разрушил связь между росичами
и Тмутараканью. Изолированное Тмутараканское
княжество самостоятельно не могло существовать.
Тогда же на берегах пролива вновь появляются
византийские сборщики податей, хотя все пространство
причерноморских степей и Таврики контролируют
половцы.
Более ста лет сохранялась такая
ситуация, пока не наступил век XIII, навечно
врезавшийся в память многих народов. Степь снова
выбросила из глубин Центральной Азии полчища
завоевателей. Сначала на запад пошел Чингисхан, с
которым русские сражались на реке Калке. После этого
сражения, как пишет замечательный российский
писатель, публицист и историк Н.М. Карамзин,
"Россияне лет шесть не слыхали о Татарах, думая, что
сей страшный народ, подобно древним Обрам, как бы
исчез в свете". Однако, после смерти Чингисхана его
страшное дело продолжил племянник его сына - хан
Батый.
Первой жертвой монголов в Восточной
Европе стали половцы. Вместе с кочевьями, их
насильно включили в личные улусы монгольских ханов.
Местная аристократия была либо уничтожена, либо
вывезена в Центральную Азию. В отличие от
покоренных, обложенных данью, но все же продолжавших
существование городов, половцы, с их кочевым образом
жизни, были удобным и привычным объектом для
эксплуатации.
В 1260 году в приазовских степях
образовалась самостоятельная орда во главе с ханом
Ногаем, который установил дружеские отношения с
Византией и даже женился на одной из дочерей
императора Михаила Палеолога. По имени этого хана,
татаро-монгольские племена Северного Кавказа стали
называться ногайцами. А тысячелетняя Византия, тем
временем, переживала глубокий кризис. Ее центральные
области, включая Константинополь, захватили
крестоносцы, а торговые фактории черноморского
побережья прибрали к рукам особенно активные в этот
период генуэзцы. Еще при жизни хана Ногая были
основаны их первые поселения в Крыму. Чуть позже
возникла генуэзская колония и на месте древней
Гермонассы - Таматархи - Тмутаракани. На генуэзских
картах XIV-XVI веков на этом месте показан город
Матрега. Генуэзское поселение здесь вряд ли было
значительным, хотя в грамоте 1446 года упоминается
Симоне де Гвизольфи - князь Матреги или византийский
консул, данник туземных правителей. Он, кстати,
почти как, в свое время, Олег, женившийся на дочери
половецкого хана, женился на дочери черкесского
(более правильное название - адыгского) князя
Биха-ханум. Однако в целом, отношения "генуэзцы -
ногайцы" развивались по той же схеме, что и
"византийцы - половцы", а еще раньше "гунны -
боспоряне". С появлением итальянских купцов города
Восточного Крыма и Тамани были вовлечены в мировую
торговлю Западной Европы с Востоком. Торговые пути,
проходившие прежде через порты Сирии и Палестины
перместились на берега Черного моря. Этот
торгово-экономический симбиоз продолжался до конца
XV века. Однако, судя по незначительной мощности
культурного слоя генуэзского времени, Матрега сильно
уступала итальянским городам Крыма: Кафе, Солхату,
Боспоро.
Источник:
http://taman2002.by.ru/
< НАЗАД ^ОГЛАВЛЕНИЕ^
ДАЛЕЕ >
|