Именно в этом месте нашего
повествования, хотелось бы обратить внимание еще на
один аспект существования Северного Причерноморья и
Приазовья - религиозный. Не только иудаизм хазар и
православие византийцев здесь "правили бал". Другие
мировые религии (пусть несколько позже) тоже
вступили в спор за влияние на Великую Степь и
побережье. Известны факты, когда миссионеры из
Западной Европы ездили в приазовские и
причерноморские степи через Киевское государство,
дабы обратить в христианство печенегов и половцев.
Многие половцы действительно стали христианами. Так
же, кстати, действовала и Русская Православная
церковь на территории татаро-монгольских орд. Можно
поставить вопрос: неужели там были христиане?
Несомненно - хотя бы сотни и тысячи угнанных из Руси
искусных ремесленников, которых очень охотно
использовали новые правители степи. Кстати,
специально для русских жителей Золотой Орды в 1261
году была создана так называемая епархия Сарская (Сарайская
- от имени столицы Орды) и Подонская. В 1384 году
при митрополите Алексее ее часть по левому берегу
Дона отошла в состав Рязанской епархии, а правая
часть, включая и Приазовье до самого Днепра,
осталась в ведении епископа Сарского и Подонского.
Владыке этой епархии, видимо,
сложно было жить в непривычной степи. Потому еще в
1300 году епископ Варлаам построил себе резиденцию в
Крутице под Москвой. И, хотя многие владыки почти
постоянно жили в Москве, они по-прежнему сохраняли
старое название. И лишь епископ Вассиан (1434-66
гг.) окончательно переехал в Москву.
Константинопольский патриарх так же
проявлял большой интерес к Приазовью и
Причерноморью. На протяжении XII-XIII веков есть
сообщения о том, что здесь существовали епархии
Константинопольского патриархата - Сугдея, Фулла,
Готия, Херсон, Хазария, Боспор. Но куда активнее за
степь "дрались" католики. В XIII веке возникли в
Северном Приазовье и Причерноморье два викариата
ордена "меньших братьев", как тогда именовали
францисканцев. Первое документальное свидетельство
существования так называемого Аквилонского викариата
относится к 1286-87 гг. Это отчет кустодия Газарии
Владислава, в котором упоминается о пяти монастырях
Аквилонского викариата. Но, очевидно, сама провинция
в степи возникла еще в 70-х годах XIII века.
Францисканец Элемозина писал в 1336
году, что Аквилонский викариат основан был в 1274 г.
решением Лионского собора. В границы Аквилонского
викариата входили две кустодии (округа) - Газария и
Сарай. К кустодии Газария относились крымские,
придунайские и приднепровские земли, сарайская
кустодия охватывала восточную часть Золотой Орды с
Северным Кавказом включительно. Центром Аквилонского
викариата была Кафа (современная Феодосия).
"Хронологически основание этого викариата, пишет
чешский историк Павел Свет, совпадает с зарождением
генуэзской сферы торговли в северном Черноморье.
Кафа, с ее генуэзскими консулами и Францисканскими
кустодиями была очагом двойной - купеческой и
орденской - экспансии в золотоордынские земли". И
жить здесь францисканцам было бы неплохо, если бы в
начале XIV века в борьбу за Приазовье не включился
орден доминиканцев. 1 апреля 1318 г. папа Иоанн XXII
подписал буллу "Redemtor noster", в которой речь
идет о разделе сфер миссионерской активности
францисканского и доминиканского орденов.
На тот момент францисканцы
находились в опале. Они были наказаны за проявленное
их монахами вольнодумство. Доминиканцы были,
напротив, весьма приближены к папскому престолу. Они
получили из рук наказанных францисканцев вновь
утвержденное архиепископство Султании. Это был
основанный "меньшими братьями" (францисканцами)
викариат Восточной Татарии и еще плюс Индия и
Эфиопия. А францисканцам же оставили лишь Китай и
Газарию. Причем под Газарией подразумевались Крым и
Золотая Орда. Видимо, считалось, что земли эти хоть
и полезные, но не сильно богатые. Особенно
разбогатеть на них было нельзя. Не то, что в Индии…
Но на несколько десятилетий история
подбросила францисканцам шанс. В то время держава
ильханов, как называли Иран, была в упадке и
разваливалась на части. В 1310 г. ильхан Ульдзейту
принял мусульманство. Мусульманином был и его сын
Абу-Саид (1316-1335 гг.). Получить какую-то выгоду в
этих условиях и в этом окружении Риму было весьма
затруднительно. Поэтому уже в конце 20-х гг. папская
курия приступила к разработке путей влияния на
Золотую Орду и Чагатайский улус (Среднюю Азию).
Попросту говоря, путь через южнорусские степи
оказался "запасным путем" в Индию. На какое-то время
для генуэзских купцов и орденских миссионеров
Золотая Орда стала землей обетованной.
В 1336 г. францисканец Элемозина
писал, что в Золотой Орде "насаждена истинная
церковь" и здесь братья-минориты учредили свои
убежища в десяти местах: пять из них в городах, пять
в боевых станах и пастушеских таборах татарских. И
среди татар, которые пасут свои стада, эти пять
убежищ помещаются в войлочных юртах и передвигаются
с места на место, по мере того, как перекочевывают
татары со стоянки на стоянку. Таким образом,
известно, что опорные базы францисканцев возникли во
всех основных центрах: в Матреге (Тамани), Темрюке,
Тане (Азове), Увеке, Новом Сарае, Астрахани,
Ургенче. В Старом Сарае францисканцы помимо
монастыря и подворья имели подворье и в окрестностях
самого города.
Но продолжалось это недолго. Еще
одна религия усиленно заявляла свои права на этот
регион - ислам. При хане Узбеке (1312-1342 гг.)
мусульманство становится здесь официальной религией.
Христианских миссионеров начинают вытеснять из
степей. Закрывается дорога на восток. В 1353 г.
последний папский посол в Китай Джованни Мариньолли
вернулся в Европу, а уже к 1370 г. вся система
сквозных трансазиатских связей, созданных в XIII
веке, пришла в полное расстройство. Европа
приступила к поискам морского пути, который
закончился открытием Америки и путешествием Васко да
Гамы. А степь действительно на несколько столетий
превратилась в не самое гостеприимное место для
миссионеров.
Для морских ворот в дикую степь -
Матреги ее время закончилось в конце XV века. 30 мая
1453 года турецкий султан Мухаммед торжественно
вступил в храм святой Софии, святыню православного
мира. Последний император Византии Константин Драгас
героически погиб, защищая свою столицу,
Константинополь стал Стамбулом. Приблизительно в это
же время Золотая Орда окончательно разваливается.
Один из ее ханов, Хаджи-Гирей, обособляется от
власти Чингизидов, образуя самостоятельное крымское
ханство, куда вошел и Таманский полуостров. Но
вскоре и оно становится зависимым от Турецкой
империи. Последний властитель Матреги Захарий
Гуйгурис был изгнан турками и просил помощи у
русского царя Ивана III. Так завершилась еще одна,
хоть и небольшая, жизнь удивительнейшего города,
нареченного своими первыми хозяевами Гермонассой. И
очень скоро началась новая.
Источник:
http://taman2002.by.ru/
< НАЗАД ^ОГЛАВЛЕНИЕ^
ДАЛЕЕ >
|