Самый лучший отдых

 

ИНФОРМАЦИЯ

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Последнее обновление

16.09.2007

 

"…Одни верят, что Бог есть, другие, - что его нет. И то, и другое недоказуемо."

Именно в этом месте нашего повествования, хотелось бы обратить внимание еще на один аспект существования Северного Причерноморья и Приазовья - религиозный. Не только иудаизм хазар и православие византийцев здесь "правили бал". Другие мировые религии (пусть несколько позже) тоже вступили в спор за влияние на Великую Степь и побережье. Известны факты, когда миссионеры из Западной Европы ездили в приазовские и причерноморские степи через Киевское государство, дабы обратить в христианство печенегов и половцев. Многие половцы действительно стали христианами. Так же, кстати, действовала и Русская Православная церковь на территории татаро-монгольских орд. Можно поставить вопрос: неужели там были христиане? Несомненно - хотя бы сотни и тысячи угнанных из Руси искусных ремесленников, которых очень охотно использовали новые правители степи. Кстати, специально для русских жителей Золотой Орды в 1261 году была создана так называемая епархия Сарская (Сарайская - от имени столицы Орды) и Подонская. В 1384 году при митрополите Алексее ее часть по левому берегу Дона отошла в состав Рязанской епархии, а правая часть, включая и Приазовье до самого Днепра, осталась в ведении епископа Сарского и Подонского.

 

Владыке этой епархии, видимо, сложно было жить в непривычной степи. Потому еще в 1300 году епископ Варлаам построил себе резиденцию в Крутице под Москвой. И, хотя многие владыки почти постоянно жили в Москве, они по-прежнему сохраняли старое название. И лишь епископ Вассиан (1434-66 гг.) окончательно переехал в Москву.

 

Константинопольский патриарх так же проявлял большой интерес к Приазовью и Причерноморью. На протяжении XII-XIII веков есть сообщения о том, что здесь существовали епархии Константинопольского патриархата - Сугдея, Фулла, Готия, Херсон, Хазария, Боспор. Но куда активнее за степь "дрались" католики. В XIII веке возникли в Северном Приазовье и Причерноморье два викариата ордена "меньших братьев", как тогда именовали францисканцев. Первое документальное свидетельство существования так называемого Аквилонского викариата относится к 1286-87 гг. Это отчет кустодия Газарии Владислава, в котором упоминается о пяти монастырях Аквилонского викариата. Но, очевидно, сама провинция в степи возникла еще в 70-х годах XIII века.

 

Францисканец Элемозина писал в 1336 году, что Аквилонский викариат основан был в 1274 г. решением Лионского собора. В границы Аквилонского викариата входили две кустодии (округа) - Газария и Сарай. К кустодии Газария относились крымские, придунайские и приднепровские земли, сарайская кустодия охватывала восточную часть Золотой Орды с Северным Кавказом включительно. Центром Аквилонского викариата была Кафа (современная Феодосия). "Хронологически основание этого викариата, пишет чешский историк Павел Свет, совпадает с зарождением генуэзской сферы торговли в северном Черноморье. Кафа, с ее генуэзскими консулами и Францисканскими кустодиями была очагом двойной - купеческой и орденской - экспансии в золотоордынские земли". И жить здесь францисканцам было бы неплохо, если бы в начале XIV века в борьбу за Приазовье не включился орден доминиканцев. 1 апреля 1318 г. папа Иоанн XXII подписал буллу "Redemtor noster", в которой речь идет о разделе сфер миссионерской активности францисканского и доминиканского орденов.

 

На тот момент францисканцы находились в опале. Они были наказаны за проявленное их монахами вольнодумство. Доминиканцы были, напротив, весьма приближены к папскому престолу. Они получили из рук наказанных францисканцев вновь утвержденное архиепископство Султании. Это был основанный "меньшими братьями" (францисканцами) викариат Восточной Татарии и еще плюс Индия и Эфиопия. А францисканцам же оставили лишь Китай и Газарию. Причем под Газарией подразумевались Крым и Золотая Орда. Видимо, считалось, что земли эти хоть и полезные, но не сильно богатые. Особенно разбогатеть на них было нельзя. Не то, что в Индии…

 

Но на несколько десятилетий история подбросила францисканцам шанс. В то время держава ильханов, как называли Иран, была в упадке и разваливалась на части. В 1310 г. ильхан Ульдзейту принял мусульманство. Мусульманином был и его сын Абу-Саид (1316-1335 гг.). Получить какую-то выгоду в этих условиях и в этом окружении Риму было весьма затруднительно. Поэтому уже в конце 20-х гг. папская курия приступила к разработке путей влияния на Золотую Орду и Чагатайский улус (Среднюю Азию). Попросту говоря, путь через южнорусские степи оказался "запасным путем" в Индию. На какое-то время для генуэзских купцов и орденских миссионеров Золотая Орда стала землей обетованной.

 

В 1336 г. францисканец Элемозина писал, что в Золотой Орде "насаждена истинная церковь" и здесь братья-минориты учредили свои убежища в десяти местах: пять из них в городах, пять в боевых станах и пастушеских таборах татарских. И среди татар, которые пасут свои стада, эти пять убежищ помещаются в войлочных юртах и передвигаются с места на место, по мере того, как перекочевывают татары со стоянки на стоянку. Таким образом, известно, что опорные базы францисканцев возникли во всех основных центрах: в Матреге (Тамани), Темрюке, Тане (Азове), Увеке, Новом Сарае, Астрахани, Ургенче. В Старом Сарае францисканцы помимо монастыря и подворья имели подворье и в окрестностях самого города.

 

Но продолжалось это недолго. Еще одна религия усиленно заявляла свои права на этот регион - ислам. При хане Узбеке (1312-1342 гг.) мусульманство становится здесь официальной религией. Христианских миссионеров начинают вытеснять из степей. Закрывается дорога на восток. В 1353 г. последний папский посол в Китай Джованни Мариньолли вернулся в Европу, а уже к 1370 г. вся система сквозных трансазиатских связей, созданных в XIII веке, пришла в полное расстройство. Европа приступила к поискам морского пути, который закончился открытием Америки и путешествием Васко да Гамы. А степь действительно на несколько столетий превратилась в не самое гостеприимное место для миссионеров.

 

Для морских ворот в дикую степь - Матреги ее время закончилось в конце XV века. 30 мая 1453 года турецкий султан Мухаммед торжественно вступил в храм святой Софии, святыню православного мира. Последний император Византии Константин Драгас героически погиб, защищая свою столицу, Константинополь стал Стамбулом. Приблизительно в это же время Золотая Орда окончательно разваливается. Один из ее ханов, Хаджи-Гирей, обособляется от власти Чингизидов, образуя самостоятельное крымское ханство, куда вошел и Таманский полуостров. Но вскоре и оно становится зависимым от Турецкой империи. Последний властитель Матреги Захарий Гуйгурис был изгнан турками и просил помощи у русского царя Ивана III. Так завершилась еще одна, хоть и небольшая, жизнь удивительнейшего города, нареченного своими первыми хозяевами Гермонассой. И очень скоро началась новая.
 

Источник: http://taman2002.by.ru/


< НАЗАД     ^ОГЛАВЛЕНИЕ^     ДАЛЕЕ >

 

 

 

© Борисенко Г.С.

Hosted by uCoz